Форум » Балет в кино, на видео, на ТВ » Видеозаписи Анны Павловой » Ответить

Видеозаписи Анны Павловой

новенькая: Посмотрела запись с лебедем Анны Павловой и пришла к такому выводу: современные танцоры танцуют лебедь Плисецкой, а не миниатюру Фокина и Павловой. У Павловой все совсем по-другому. Настроение другое. Драматизм. Там лебедь действительно умирает и умирает драматично. А сейчас - затухает и без драматизма, как-то поэтично, но и отстраненно. Вроде даже и как будто «так надо», иногда даже с самолюбованием (в стиле Плисецкой). «Не верю». Хотя тоже красиво.

Ответов - 23

ball peterb: Не случайно же Алла Осипенко сказала, что после Анны Павловой на этот номер никто не имеет права.

Антон: Валерий Михайловский, кстати, неплохо Лебедя танцует! У меня есть на видео этот концерт Павловой. Не знаю, кто из читателей смотрел этот тридцатиминутный фильм с танцами. А по записи судить очень сложно. Это скорее вчерашний снег. Дарования Павловой, как выдающейся балерины, там и вооруженным взглядом не видно! Она, танцуя эти халтурные концерты по кафе-шантанам и мюзик-холлам, растеряла весь свой дар. Техники - н и к а к о й!!! Вращений на пальцах... полкруга. Поэтому, уважаемая «новенькая», я не знаю, чего вы там смогли усмотреть гениального в Лебеде её исполнения?!

Новенькая: Не могу Вам ничего на это ответить. Поскольку про гениальность я вообще не говорила.


Новенькая: И по-моему, если не брать технику, то сколько зрителей, столько и мнений. Все видят по-разному и разное.

Anton: Не спорю - мнений столько, сколько людей! Но нужна в выработке мнения хоть малость объективности, тогда и мнение будет более компетентное.

ball peterb: Вообще странно, что у Вас такое отношение к Павловой. цитатаОна, танцуя эти халтурные концерты по кафе-шантанам и мюзик-холлам, растеряла весь свой дар. Не могу согласиться. Она всё равно гениальна в каждом номере, который до нас дошел в записи. Она абсолютно гениальна, у неё руки неповторимые, эти руки повторить невозможно. Они абсолютно классические, и на эту абсолютную классику наложена невероятная свобода импровизации. Она чудная, дивная, Божественная в каждом такте, в каждой секунде. Это надо много смотреть и много сравнивать. цитатаТехники - н и к а к о й!!! Не могу согласиться. У неё абсолютно железные ноги. Две вариации из «Феи кукол» на этой кассете… Таких железных ног я больше не видел ни у кого. У неё абсолютно железные ноги. Таких releve в I-м арабеске я вообще не видел ни у кого. Это какое-то безумие, это фантастика. Она там делает tour a la seconde в воздухе абсолютно свободно. Конечно, о технике надо судить по «Баядерке», по «Дон-Кихоту» и т. д. Но… мы судим по тому, что записано. Вот она записалась на пятом десятке лет… естественно вне рамок академического театра… но она гениальна в каждом кадре. Вот такая точка зрения.

Anton: Что же вы тогда «умолчали» про её «выворотность»?! Она даже на парижской афише Серова изображена в арабеске пяткой вверх, т.е. совершенно невыворотно. И потом, хочу заметить, то чего я лично не видел, я не могу причислять к гениальности. Нередко это легенда, обросшая фиктивными фактами. Надо было сделать русскую балетную легенду - сделали Уланову, вернее, её миф. Да, были у неё удачи, но она же не могла танцевать весь балетный репертуар! Такая же легенда, дутая - Ирина Колпакова. Ну, разве это ballerina assoluta???!!! А, ведь, и народная и «Гертруда»! А пройдёт несколько десятков лет, и найдутся «очевидцы», которые смогут обожествить её творчество, и такого нарассказать, что для знающего её творчество человека - хоть стой - хоть падай! Поэтому, я против «обожествления» задним числом. И если БАЛЕРИНА не владеет всеми физическими возможностями плюс огромный талант, а ещё лучше - неповторимость и внутренняя неосознанная интуиция, то это для меня идеал балерины!

Anton: Да, забыл про «железные ноги»! Для балерины хороши сильные, но пластичные ноги, а, отнюдь, не «железные»! Она же не мешки носит на сцене, и не марафоны бегает, а танцует. А таких «железных» ног у современных западных балерин полно, только можно ли назвать их действительно хорошими танцовщицами только потому, что у них «железные» ноги?! Сомневаюсь!

ball peterb: Anton пишет: цитатаДля балерины хороши сильные, но пластичные ноги, а, отнюдь, не «железные»! У Павловой ноги и железные и пластичные. Т. е. то, что она записала - это на 5+ записано. Посмотрите, как она танцует «Ночь» на музыку Рубинштейна. Судя по этому номеру - она полностью соответствует своей славе. Что касается раздутости Улановой... Она может и подраздута, но когда её сейчас смотришь… у неё такая свобода невероятная… каждая секунда пребывания на сцене удивительна... везде… и в Джульетте, где она бегает на полусогнутых… и в Жизели, где ей 50 лет... везде… она очень хороша. Вообще, когда смотришь то, что сейчас творится на сцене, то убожество, в которое мы впали, то даже как-то не поворачивается язык искать какие-то недостатки у Балабиной, у Вечесловой, у Дудинской, у Улановой. Они все были на железных ногах. Вот старая Вечеслова танцует Нунэ (с Зубковским)... и у неё там железные кабриоли, железные пуанты, бегает как заведённая. Но говоря «железные» подразумевается, что и пластичные. У неё всё там на месте: и руки, и ноги, и голова, и корпус и плюс еще актёрская игра.

Anton: Уважаемые оппоненты! Чтобы наша дискуссия об Анне Павловой не повисла в воздухе, я привожу мнение двух известных в истории балета личностей, которым мы должны поверить, т. к. они видели танец Павловой не в видеозаписи, а воочию. Это известный танцовщик и балетмейстер Сергей Лифарь и «небезызвестный» создатель славы русского балета во всем мире С. П. Дягилев. Вот отрывок из книги Лифаря «С Дягилевым»: «Одним из самых сильных и значительных парижских впечатлений был спектакль Анны Павловой. Когда появилась на сцене Анна Павлова, мне показалось, что я еще никогда в жизни не видел ничего подобного той не человеческой, а божественной красоте и легкости, совершенно невесомой воздушности и грации, «порхливости», какие явила Анна Павлова. С первой минуты я был потрясен и покорен простотой, легкостью ее пластики: никаких фуэте, никаких виртуозных фокусов — только красота и только воздушное скольжение — такое легкое, как будто ей не нужно было делать никаких усилий, как будто она была божественно, моцартовски одарена и ничего не прибавляла к этому самому легкому и самому прекрасному дару. Я увидел в Анне Павловой не танцовщицу, а ее гения, склонился перед этим божественным гением и первые минуты не мог рассуждать, не мог, не смел видеть никаких недостатков, никаких недочетов — я увидел откровение неба и не был на земле... Но в течение спектакля я бывал то на небе, то на земле: то божественный жест и классическая attitude Анны Павловой заставляли меня трепетать от благоговейного восторга, то минутами я видел в ее игре-танце какую-то неуместную излишнюю игривость, что-то от манерничания, кривляния, что-то от дешевки, и такие места неприятно коробили. В антракте в фойе я встретил Дягилева — где бы я ни бывал этою весною, я всюду его встречал — и на его вопрос, как мне понравилась Анна Павлова, мог только восторженно-растерянно пролепетать: — Божественно! Гениально! Прекрасно! Да Сергею Павловичу не нужно было и спрашивать моего мнения — оно было написано на моем лице. Но ни Дягилеву, ни кому другому я не решался говорить о моем двойственном впечатлении, о том, что некоторые места мне показались дешевыми и «надувательскими» я уверен был, что все меня засмеют и скажут, что я ничего не понимаю и богохульничаю. Впоследствии я убедился, что я не один богохульничаю — богохульничал и Дягилев, который много мне рассказывал об Анне Павловой».

ball peterb: Да, вот я тоже посмотрел эту книгу… В других местах он и более конкретно высказывается. Например, пишет, что она музыку «не слышала». Но музыки «не слышали» многие великие балерины. Максимова, например. Гельцер - тоже самое. Кстати, Максимова имеет какое-то родственное отношение к Гельцер. Значит, у них это наследственное. Лифарь пишет, что у неё техники совсем не было. Тут тоже надо быть острожным. Какой техники? Техники вращений? Но, например Павлова в вариации в сцене сна Дон-Кихота делала подряд шестнадцать entrechat six. Кто из наших современных балерин сделает шестнадцать entrechat six подряд?

Антон: Уважаемый оппонент! Ваш довод по поводу 16 антраша-сис, как подтверждающий техничность А. Павловой, честно скажу, выглядит как в споре, когда уже нечего сказать в защиту своего мнения, говорят: «ЗАТО...» В конце концов должно же хоть что-то быть у «гениальной» балерины в техническом запасе, кроме топтания на пальцах вместо пируэтов?! Бог с ними, с антраша, ведь балет состоит не из них одних! Вчера опять посмотрел этот фильм. Нет! То что я вижу - не впечатляет сегодня никак! Руки тоже не ахти какой формы в танце! «Лебедь» несколько натуралистично станцован, не достает поэзии. Я уже пробовал и «влюблёнными» глазами на весь этот концерт посмотреть, но не смог себя обмануть. То, что заснято - не даёт ни малейшего представления о том великом таланте А. Павловой, который ставят ей в гениальность. В большинстве этих номеров, кстати, очень плохой хореографии самой А. Павловой, она выглядит обыкновенной «халтурщицей» гастрольной группы бывшего Ленконцерта, надеюсь, помните ещё такую организацию, несшую культуру в массы?!

Юлия Румш: Со времен Анны Павловой прошло сто лет. За это время, естественно, изменились требования к внешнему виду балерины, к манере исполнения, изменилась техника танца. Мы не можем теперь сравнивать Павлову с современными танцовщицами, потому что это не позволяют сделать качество записей того времени, а также слишком малое наследие этих фильмов. Я не рискну дать оценку балерине на основании 3-4 оставшихся записей. Наверное, Павлова проигрывает современным балеринам в длине ног и рук, в величине шага и выпуклости подъема. Но тогда были иные требования к эстетике женского и балеринского тела. Тогда ценились античные пропорции, сегодня в моде эстетика манекенщиц и куклы Барби. Посмотрите на сегодняшних балерин - это все куклы Барби, не только телом, но и лицами. Но поговорим о технике танца. Вы - профессионал, утверждаете, что 16 раз антраша сис - не такая уж большая заслуга. А кто сейчас танцует Мирту так, как Тони Ландер? Современные исполнительницы или исключают антраша сис из вариаций Мирты и Монны, или делают какие-то жалкие конвульсии. Даже Нуреев и Барышников не делали антраша сис так блестяще, как делал Брун и как делает сейчас Ж.-Г. Бар. Кто сейчас делает 4 пируэта, как это делала «коротконогая» Дудинская. Посмотрите отрывки из «Баядерки» в ее исполнении. У кого сейчас такие стремительные вращения, как у Чабукиани? И таких примеров можно привести множество. Примеров, доказывающих падение современного исполнительского искусства в петербургском балете в сравнении с прошлым. Разве у Перрен, Гумеровой, Лопаткиной есть хорошая пальцевая техника? Посмотрите в их исполнении 2-й акт «Лебединого». И сравните с Плисецкой или, хотя бы с Евтеевой. Вот вам и доказательство того, что сегодняшние мастерицы делают акцент лишь на броские эффекты: ногу повыше, да личико посмазливей.

Антон: Уважаемая Юлия! Может быть, я не совсем адекватно выразил моё отношение к феномену Павловой. Это моя ошибка. Кстати, к пропорциям и подъему стопы у меня к Павловой никаких претензий нет, дай Бог многим такое тело и пропорции. Дело не в том. Я сейчас подчеркиваю, что то, что я вижу - не даёт мне и малейшего представления о «мифе Павловой»! Вот, что я хотел подчеркнуть, а вовсе не зачеркнуть её творчества. Моё заключение для меня самого строится на мнении очевидцев. Хотя и оно тоже может быть всегда противоречивым. Можно более-менее доверять только профессионалам в таких разборах, а не мнению публики: «мне понравилось... или не понравилось». Настроение не то, и уже может что-то хорошее «не понравиться» и вылиться в негативное мнение. Потом не надо забывать главный козырь в любом споре - отношение к предмету обсуждения! Кто бы мне ни говорил о «гениальности» того же Баланчина, меня не переубедить. По-моему, это отличный ремесленник! А если мне будут говорить про балетмейстера типа форсайта, что он гениален, я скорее могу согласиться с тем, что я - дурак невменяемый, чем соглашусь с этим мнением. Вот я и говорю, что для меня феномен Павлова - скорее миф, чем реальность. Ну, хоть убей меня, не вижу я в ней ничего выдающегося в тех танцах, что дошли до нас. Но я могу с вами вполне поспорить о том, что 16 entrechat-six делают успешно и в наше время! И не мало исполнителей! Прыжок этот у исполнителя зависит от того, как его научили делать его в школе, потому что потом уже его почти невозможно скорректировать. А с заносками у многих танцовщиков и танцовщиц - проблемы! Французская школа обогнала русскую в этих прыжках. Это бесспорно! Давайте не будем далеко путешествовать за «чудом»! Уж не забыли ли вы, как делал антраша-сис Юрий Соловьёв?! Тогда посмотрите записи и вспомните его вариацию из Па-де-де Обера!!! цитата Кто сейчас делает 4 пируэта , как это делала «коротконогая» Дудинская. По-моему, Дудинская не была коротконогая, у неё скорее корпус был короткий! Во-вторых: она «запускала» и по пять туров, что задокументировано съёмкой Па-де-де из Баядерки с Чабукиани. Я вас уверяю, есть современные балерины, для которых 5 туров не предел. На днях посмотрел Черное Па-де-де из Лебединого в исполнении Алисии Алонсо - она делает два раза в вариации Одилии по 5 туров. Поэтому, снимем «соревнования» по турам с повестки сегодняшнего обсуждения. Что отличает Дудинскую от современных балерин - это феноменальная верткость. Двойной тур она делала в таком темпе, в каком многие балерины один-то свернуть не могут. А какой темп она брала в вариации Одилии, это ныне никому не под силу! Из-за этого сменился смысл вариации, раскрывающий образ Одилии и делающий его контрастным по отношению к пластике Одетты. Нынешние Одилии б е з__и с к л ю ч е н и я - это некие вальяжные дамы, которые в связи с отсутствием природного темперамента, замедлили темп вариации как минимум в три раза, и решили «удивить» публику своим апломбом... стоят, паршивки, бесконечно... А что даёт это образу? - Ничего, кроме ущерба! О пальцевой технике могу только заметить. Когда у балерины размер стопы больше 38-го, о пальцевой технике можно уже не говорить с особой серьёзностью. Просто у стопы нет нужной силы за счёт большого рычага между носком и пяткой. А девочки нынче пошли с большими стопами!!! В Берлинской школе нередко отчисляют из-за размера стопы. В пятом классе - 41-42! Немало?! На этом заканчиваю, спасибо за внимание!

ball peterb: Вот во вторник программе о Вагановой глубокоуважаемая Марина Андреевна Померанцева «высказалась» о Павловой… «Согнутые колени, руки не в позициях». Вот значит, «не было школы». Ну, это абсолютная ерунда. Вообще Павлова – «это дилетантка», а вот ученицы Вагановой… Ну, тут ничего не сделаешь.Их уже не переделать. Ваганова у них вообще... как Богородица, что называется… Конечно, у них Ваганова первична, а Петипа вторичен. Что же Петипа ставил свои балеты на исполнительниц без школы?.. Ну, бред же… полный. И ничего им не втолковать. Ну что Господи, тут ничего не сделаешь, к сожалению.

Юлия Румш: А кто такая эта Померанцева, чтобы принимать во внимание то, что она «набредила»?

Ольга: Сегодня ещё раз посмотрела запись Павловой, в 1924 году. Танцует «Умирающего лебедя». Кстати насколько я знаю, у Фокина все-таки сначала был просто «Лебедь» и он не умирал, а засыпал. Это потом уже название переделали. Знаете, запись плохая, но все же руки там не в позициях, они как крылья, она ими очень сильно размахивает. Ноги тоже не сильно выворотные. Они можно сказать у неё в пятой позиции не находятся. Она постоянная в движение всем телом. На этой же кассете, в конце показаны записи Плисецкой. Это совсем другой лебедь. Эти руки постоянно в лебединых «волнах». Везде они в сторону, впереди не бывают. Ноги постоянно в четкой выворотной пятой стоят. Миниатюра длится всего минуты 3. У Павловой с самого начала понимаешь, что лебедь скоро умрет, что он пытается ещё хоть секунды проживать, борется. А у Плисецкой, сначала и не подумаешь, что этот лебедь не здоров. Он и в конце просто сияет здоровьем. Можно сказать действительно «уснул», а не «умер». То есть образа нет. В этом году видела выпускной концерт АРБ, 18 июня. Там танцевали этот номер в хореографии Якобсона... черная пачка и движение вовсе не как у умирающей птицы. Да и девушка танцевавшая, тоже не особо «умирала». Она старалась больше показать «руки-крылья», а не характер лебедя. Лучше бы в хореографии Фокина номер танцевали. Ещё не много о записях Павловой. На этой же кассете есть «Ночь» и «Приглашение к танцу». В «Ночи» вообще мало чего из техники видно. Там она только перекидные делает и сиссоны из прыжков. Вращений вообще нет. Основную часть музыки ходит на пальцах. В «Приглашение к танцу» тоже мало технику видно. Там в основном шаги на пальцах. С уважением Ольга

Юлия Румш: Ну и дальше что ?

Ольга: Юлия Румш Простите, это вы мне?

Юлия Румш: Да, Ольга, это я - Вам. Ваши рассуждения показались мне незаконченными. Напрашивается вывод всему сказанному. Поэтому я и спросила о продолжении.

Ольга: Юлия Румш вывод таков: то как танцуют «Умирающего лебедя » сегодня резко отличается, от того, что было в первом варианте у Павловой. Павлова возможно и не была техничной балериной. Все-таки в училище она лучшей ученицей не была, и здоровье у неё слабое. Вот и весь вывод. С уважением Ольга

ball peterb: В номере, который совершенно о другом, вы смотрите на выворотность... Да у Павловой были не очень выворотные ноги. Это известно. Ну и что? Что это обсуждать? Павлова и Плисецкая... День и ночь. У Павловой такой бег на пальцах, который в истории русского балета был фактически у единиц... Вот у Павловой и, по словам Асафа Мессерера, у Екатерины Гельцер вот такой же был бег на пальцах. Вообще это не воспроизвести... Вот этих pas de bourree suivi сейчас вообще нет ни у кого. Последние Кургапкина и Вторушина бегали на пальцах. И после них уже никто не бегает. Вообще. Ни в одном театре, ни в одной труппе. Там в записях Павловой всё хорошо. И руки у неё фантастически прекрасные. Она владеет и «вагановскими» руками и «довагановскими» руками и «модерновыми» руками в том понимании. Она владеет разными совершенно руками. И она железно владеет ногами. Вот эти три вариации из «Феи кукол» - это безумие какое-то. Такие релеве в I-й арабеск я не видел ни у кого никогда больше.

чужая: что обсуждаем? от ваших техничных танцующих кукол барби появляется лишь оскомина.а душа трепещет от гениальности и магической энергетики.павлова прячет технику а ваши барби выставляют напоказ.так как имеют только ее.



полная версия страницы