Форум » Балетный театр » Оперный балет или танцы в операх. » Ответить

Оперный балет или танцы в операх.

Раймонда: Я хочу параллельно затронуть еще одну очень важную вещь. Ведь в оперных спектаклях есть балет. И его, как ни странно достаточно. Ведь это и знаменитые «Половецкие пляски» из «Князя Игоря», полонез из «Евгения Онегина», знаменитые танцы из «Аиды», «Самсон и Далилы», «Демона», «Царской невесты», «Мазепы, «Войны и мира». И концертмейстеру оперы важно знать все необходимое, для того чтобы артистам балета было удобно с ним работать. Чтобы не было разницы между концертмейстером оперы и концертмейстером балета. Ведь это идет как две различные касты, две совершенно разные специфики работы. В Мариинском театре на настоящий момент у так называемого «оперного балета» достаточно много работы: «Аида» - танец жриц в 1 акте в «Храме Изиды» , 2 акт «Площадь» – марш, танец четырех военачальников, танец быка. «Бал-маскарад» в постановке Андрея Кончаловского – народные танцы в первом «Пристань» и третьем акте «Маскарад», маленькая пантомима на финальном дуэте Амелии и Рикардо.«История Кая и Герды» - северная полька и вальс на площади, танец троллей в 1 акте, 2 акт – танец Герды (артистка балета) с троллями на арии Фонарщика «Послушайте, и вот настала ночь», во «Дворце Снежной королевы» вальс снежинок. «Князь Игорь» - танец половчанок и половецкие пляски. «Пиковая дама» – в постановке Галибина – 8 девушек танцуют в комнате Лизы на песенку Полины «Ну-ка светик, Машенька». 2 акт –пастораль «Искренность пастушки» – где на фоне пения пасторали участвуют Миловзор - Пастушок, Прилепа - Пастушка, Златогор - Сатир, некий добрый дух справедливости, Нимфа, Амур, 6 нимф, а в «Пиковой даме» – в постановке Темирканова только во 2 акте кадриль на хоре «Радостно, весело в день сей» и пастораль - Амур, пастухи и пастушки. «Руслан и Людмила» - весь третий акт – «Царство Наины» держится на балете. Это и очарованные рыцари, волшебные девы, которые танцуют на арии Ратмира «Чудный сон живой любви» и у них есть свой собственный балетный номер. Практически и четвертый акт «Царство Черномора» тоже балетный – это и восточный танец 3 девушек, колокольчики, арабский, турецкий и знаменитая лезгинка. «Хованщина» - пляски персидок. «Война и мир» - полонез, мазурка, вальс . В опере «Лючия де Ламмермур» красивые танцы статуй на различных музыкальных фрагментах – увертюре, знаменитом арфовом соло перед арией Лючии, на музыкальных проигрышах и танцы гостей на свадьбе. «Мазепа» - «Нету-нету тут мосточка» и гопак. «Обручение в монастыре» - Коломбина и 4 маски, которые участвуют практически во всем спектакле, восточная пара, болеро – тут и вступление, и их «официальные танцы» и финал оперы. «Садко» - скоморохи в 1 картине , волшебные девы в «У Ильмень-озера», во втором акте подтанцовка на ариях Варяжского, Индийского и Веденецкого гостей. Ну и «подводное царство». Красивые танцы в «Сомнамбуле», вальс и «Вальпургиева ночь» в «Фаусте». В «Травиате», в постановке Алексея Степанюка - цыганский танец и испанский. В Темиркановском «Евгение Онегине» - пляска девушек «Уж как по мосту-мосточку», ларинский бал и греминский бал. А в новой постановке, в хореографии Дмитрия Корнеева, «Уж как по мосту-мосточку» танцуют детишки, причем не из хореографического училища, а из миманса театра. «Отелло» в постановке Александрова - Бианка и 4 арапки, «Сказки Гофмана», танец чудищ в «Кащее Бессмертном», вакханалия из «Самсона и Далилы», завораживающие танцы гейш, пляска маленьких девочек и шествие чуд из «Золотого петушка», танцы у Кумы в «Чародейке», любовный танец на увертюре и танцы в «Царской невесте», польский акт в «Жизни за царя», скоморохи и птицы из «Снегурочки», нибелунги в «Кольце нибелунгов», Когда-то в Большом балетоманы не пропускали «Садко», «Руслана и Людмилу», «Фауста», «Хованщину», «Князя Игоря», потому что в них танцевали Семенова, Плисецкая, Стручкова, - да почти все балерины, кроме Улановой. Она вообще очень редко танцевала. На мой взгляд самый высокий уровень исполнения балетов в операх - половецкие пляски (особенно с участием Ислома Баймурадова и Юлии Сливкиной) и временами Хованщина в исполнении Юлии Сливкиной и Анны Сысоевой (пару раз видела там Баженову - это было достойно). Помимо Баймурадова и Баженовой очень хороша Полина Рассадина, такой маленький комок энергии, с точеными стопами, словно не касающимися пола. Большие танцевальные купюры свойственны многим операм. У того же Глинки в «Руслан и Людмила» целых два акта составляют эти «балетные вставки». А какую неповторимую атмосферу вносит «Польский акт» в Сусанине. Маленькие же танцевальные номера присутствуют почти в каждой второй опере и никому они не мешают, если к месту. Не стоит забывать, что опера – это сценическое искусство. Кстати, оттого, в какую часть «Фауста» включена «Вальпургиева ночь», во многом зависит трактовка и сила воздействия финала этой оперы. Впрочем, от этого акта порой отказывались. Но мне всегда казалось, что психологический эффект финала в результате только проигрывал. Балетные сцены в операх можно разбить на две категории. Есть целые балетные акты, например как Вальпургиева ночь в «Фаусте», сады Наины и замок Черномора в «Руслане», Польский акт в «Сусанине», Половецкие пляски и др. Это самостоятельные музыкальные произведения, которые спокойно можно исполнять отдельно от оперного спектакля. Если они поставлены талантливо, например как нашими выдающимися балетмейстерами прошлого, то это в особой степени является украшением спектакля. Почему мне так жаль танцы польского акта. Они были созданы чуть ли не самим Александром Горским. Это был шедевр и до недавнего времени на него не покушались. О Половецких пляскях Михаила Фокина можне не говорить, это мировой шедевр. Надеюсь горе-новаторам не придёт в голову выбросить и его на свалку. Другую категорию представляют танцевальные номера, которые неотъемлемы от действия. Например в «Онегине» - вальс на балу у Лариных и полонез на балу в СПб. В «Аиде» есть также такие номера. Танец персидок сюда же. Иногда они очень органично вписываются в действие, а иногда нет. Недавно танцы в Аиде были сильно раскритикованы в постановке у Гергиева. Лично мне совсем не нравятся танцы в 3-ем действии «Травиаты». Они выглядят там как-то очень искусственно. Замечательно был поставлен ещё до войны танец персидок в «Хованщине», который тоже канул в небытие. Когда-то он был полон восточной неги. Там был перс и с десяток персидок. Перс держал связку покрывал, в который персидки то закручивались, то раскручивались. Позднее его стали танцевать чуть ли не на пуантах, что вообще гляделось как нонсенс. Большие танцевальные акты считались обязательной принадлежностью Grand Opera. Интересно, что в зависимости от того, в какой последовательности идёт танцевальный акт, могут смещаться идейные акценты содержания оперы. Так было с Вальпургиевой ночью, которая шла иногда в самом конце оперы, а иногда как предпоследнее действие, перед темницей. Психологический эффект получался от этой перестановки совершенно различным.

Ответов - 3

Раймонда: А если говорить о звездах оперного балета - Ислом Баймурадов, Полина Рассадина, Юлия Сливкина, Анна Сысоева, Михаил Бердичевский, Алексей Тимофеев, Александр Сергеев, Николай Наумов, Елена Баженова, Максим Быстров, Никита и Иван Ткаченко, Анастасия Емец - их можно перечислять достаточно долго.

Leta: Раймонда, а что Вы думаете о таких "включениях" балета в оперу, как последняя фантазия на тему "Смерть за царя", продемонстрированная на сцене Кировского??? (я даже не буду спрашивать об электрической лампе над верстаком Сусанина, тазиках с салатами и "шляхтичах" в "алясках")...

7667:




полная версия страницы