Форум » Балетный аккомпанемент » Концертмейстер балета - тапер или музыкант? » Ответить

Концертмейстер балета - тапер или музыкант?

Раймонда: Какими критериями должен обладать пианист из балета, давайте разовьем и эту тему тоже, потому что магнитофон магнитофоном, но с пианистами приходиться тоже работать и было бы интересно узнать разные мнения.

Ответов - 13

scorpion: штоб не мешал - и музыку поинтересней играл - вот и все критерии .

Ольга: Раймонда, спасибо Вам за интересную тему. Концертмейстер балета – это музыкант, а иногда и композитор. Тапер, играя на вечерах, может не смотреть на танцующих, разные парs под одну и ту же мелодию танцуют разные движения, как говорится «Кто во что горазд». А концертмейстер, по-моему, должен обладать следующими качествами: 1. Он обязан смотреть на танцующих. То есть не о своём думать, а думать о том, что и для кого он играет. В младших классах играть нужно более простые мелодии, где ясно виден ритм. Комбинации в старших классах усложняются и часто педагог сходу предлагает ученикам делать то или иное без остановки и в этом случае концертмейстер должен быстро понять, что от него хотят, и начать импровизировать. 2. Конечно, такие импровизации не сделаешь, если, например, совсем не различаешь «гранд жете» и «девелопе». Один мой знакомый концертмейстер считает, и я с ним в этом согласна, что пианист играющий для артистов балета обязан знать и уметь, хотя бы на полусогнутых и не выворотно, делать балетные движения. Нужно понимать разницу между «соте» и «эшапе», понимать, где в каком прыжке куда акцент. Конечно, всё это понять и выучить сложно, но нужно делать пометки на нотах, тогда будет легче. Часто педагог говорит просто «жете крестом по два, потом два пике, поворот и всё с другой ноги», ученики, конечно, понимают, но вот неопытному пианисту понять, что надо играть невозможно. Просьба многих пианистов: сначала объяснить пианисту, что от него хотят, а потом уже начинайте объяснить ученикам комбинацию. 3. Важно, чтобы концертмейстер был терпеливым и усидчивым человеком. В младших классах бывает минут 15-20 сидит пианист и ждет пока педагог объясняет детям. В старших работа продвигается быстрее. Но вот на репетициях нужны вообще железные нервы. 2 часа играть одну и туже мелодию, возможно с технической стороны не сложную, это нужно быть терпеливым человеком. 4. Всего это никогда не будет, если концертмейстер считает, что балет – это скучно, ужасно и от него только в сон клонит. Высидеть ежедневно по 3-4 часа для этого человека будет каторгой, да и ученики с педагогом от этого будет страдать. Человек не любит свою профессию, не желает сделать, что-то хорошо. Во всяком деле это к добру не приводит. 5. Работа не под магнитофон, а под живую музыку, очень полезна. Я надеюсь, балетные спектакли останутся с живой музыкой. Часто на слух фонограмма и живое исполнение – две разные мелодии. Ученикам очень сложно танцевать под оркестр, но надо учиться, и «чувство живой музыки» закладывается именно в классах. 6. Концертмейстер должен слушать и слышать педагога, не только прямую речь обращенную к нему, но и объяснения для учеников и конечно если не понимает или не знает, то обязательно разбираться и спрашивать у педагога. С уважением, Ольга.

Раймонда: А что из себя представляет концертмейстер балета Мариинского театра Юлия Удод? Или Ирина ее зовут?


А чтоб вас!: Юлия Удод - самая красивая и сексуальная концертмейстер, да и вообще из женщин в А.Р.Б.им.А.Я.Вагановой

scorpion: ху из Юлия Удод - ?

ball peterb: цитатаи музыку поинтересней играл Но иногда педагоги им в этом деле только мешают. Некоторые педагоги говорят концертмейстерам: «Не играйте шлягеров». Некоторые балетные концертмейстеры с радостью готовы играть балетную музыку, а педагоги говорят им, чтоб они этого не играли. Почему-то некоторые педагоги любят, чтоб на уроках играли только импровизации. Вот как это объяснить?.. Я не знаю... Только дурью этих педагогов – вот и всё. Музыка, начиная с тандю у палки, должна быть сугубо балетной: Пуньи, Минкус, Дриго. Можно использовать музыку из оперетт. Оперетты Кальмана, Оффенбаха – это по сути та же самая балетная музыка. Прекрасная балетная музыка, настоящая. Но некоторые педагоги... они очень хорошие как балетные педагоги, но с точки зрения подхода к музыкальному сопровождению уроков – совершенно, что называется, «с тараканами в голове». Если концертмейстер, к примеру, играет фрагменты из оперетт Кальмана «Сильва», «Принцесса цирка», «Баядера» и др., то они тут же начинают орать: «Никогда не играйте мне шлягеров!!!» Отрывки из оперетт Кальмана, Лоу «Моя прекрасная леди» и др. играть вообще не разрешают. В их понимании Кальман – это «низкосортная» музыка. А почему? Она прекрасно ложиться на движения экзерсиса. Артистам и ученикам очень удобно под неё заниматься, она стимулирует работу мышц. Популярные фрагменты из балетов Пуньи, Минкуса или, скажем Асафьева «Пламя Парижа» тоже не разрешают играть. Потому что эта музыка используется в балетных спектаклях. Вот у них такая теория. Глупость какая... Какая глупость... так тогда вообще балетная музыка отпадает автоматически. А вот когда пианисты играют импровизации – они очень довольны. А импровизации эти, как правило, бывают до такой степени занудные, что под такую «музыку» в самый раз только брать верёвку и вешаться, а не выполнять хореографические упражнения. Это глупость... Это полная глупость... С этим нужно бороться. На уроках должна звучать только балетная музыка. Когда педагог продумывает очередной класс – он должен продумывать не только каким будет тандю, жете и т. д., но и музыкально что будет звучать на тандю, что – на тандю жете и т. д. И давать концертмейстеру конкретные указания. Особенно когда смешанные классы. К примеру, женщины делают tours pique по диагонали, а мужчины следом за ними – туры в воздухе. Любому танцующему человеку ясно, что одну и ту же музыку здесь играть нельзя. Но концертмейстеру (если только он сам не бывший балетный артист) в таких случаях частенько бывает трудно сориентироваться. И педагог должен подсказывать концертмейстеру что играть. А педагоги сами не могут подсказать ничего вразумительного. Они только говорят: «Не то. Возьмите пошире». Концертмейстер начинает играть что-то другое – опять «не то». А время идёт, артисты остывают (либо так и делают под неудобную музыку)... И в подавляющем большинстве случаев педагоги, когда им не нравится, что играет концертмейстер – делают ему одно-единственное и чрезвычайно дельное замечание... «Не то играете!» А вот чтоб самим подобрать музыку урока... Педагог сам должен приносить на урок клавиры («Жизель», «Дон-Кихот», «Пламя Парижа» и т. д.), знать что на какой странице. Концертмейстер – это только исполнитель. Концертмейстер должен уметь читать с листа. Потому что некоторые концертмейстеры не могут даже Пуньи, Минкуса, Дриго с листа играть (что уж говорить о «Раймонде» или «Спящей красавице»). А автор класса – педагог. Он должен быть готов на каждом движении конкретно открыть клавир нужного ему балета на нужной странице, поставить перед концертмейстером и ткнуть пальцем, откуда ему нужно играть. Но много ли вы видели в своей жизни таких педагогов, чтоб они вот так сами руководили «процессом»? Даже такой педагог как Алла Яковлевна Шелест конкретных заданий концертмейстерам никогда не давала. Т. е. она задавала только размер: «вот это на 2/4, это на 4/4, а вот тут на 6/8...» А концертмейстер должен удовлетворять трём качествам: – уметь читать с листа; – уметь играть эмоционально; – иметь способность играть дансантно. В Ленинграде из старых концертмейстеров была такая Вера Ивановна (фамилию не помню), 1901-го года рождения... она играла еще самому Пономарёву. Вот у неё всё было подобрано. У неё лежали ноты... и это были только Минкус, Пуньи, Делиб... ну... немножко Глазунов. Вот у неё всё было подобрано, причем в разных вариантах. Она идеально играла всё: всю палку, середину, всё, что угодно. Если она играла эту музыку, – значит, она её и Пономарёву играла, его это устраивало, следовательно. Она и Пушкину Александру Ивановичу играла. Иногда балетными концертмейстерами подрабатывают студенты Консерватории. И с таким гонором бывают... не столько пользы от них, сколько гонора. И они играют всё так, как написано, не хотят ни на йоту отступить, т. е. не понимают специфики балетной профессии. Вот написано у Чайковского так – они и будут играть так, а не как удобно артистам или учащимся. Педагоги должны воспитывать балетных концертмейстеров. Но они никто их не воспитывают сейчас. Никто не воспитывает. Сейчас самих педагогов надо воспитывать. Они сами все недоученные.

Раймонда: А это не Юлия Удод сама про себя написала???? Насколько я знаю, в Мариинке одной мордочкой не пройдешь, играть надо хорошо и правильно, а не смотреть на балетных мальчиков, а иногда поглядывать и на балетных девочек, слушать замечания педагога и правильно нажимать на клавиши. Мне больше по душе Саша Жилина - тоже кстати симпатичная, и играет хорошо. А из старой гвардии хочется отметить Наталью Свешникову, Лидочку Звереву. Кстати, играла год назад у нас Танюша Хомич - тоже симпатичная девчушка, теперь в Германии живет и работает. А Удод..... учиться надо, а не задницей вертеть.

Раймонда: А чо про УДОД замолчали? Что? Забрало????

Раймонда: Не подскажете ли, что из себя представляет Анна Титова?

drel: Ольга Это Саша, извини....

Ольга: drel пишет: цитатаОльга Это Саша, извини.... Что Вы хотели этим сказать?

avara: salam ala bratva necasuz, duruz gacuz burdan

pianistka: Концертмейстер, много лет работающий в балете, это пианист с экстраординарными способностями, вне зависимости от его возраста. Это самая высокая профессиональная ступень пианистического мастерства – выше него только концертирующие пианисты, но их – единицы. Бывает, что музыканты, где-нибудь преподающие, нет-нет, да скорчат гримаску: «Что, мол, это за искусство, изо дня в день играть одно и то же. Скучно!». А попробуйте их посадить за рояль в балетном классе – полная беспомощность! Да еще за годы сидения возле учеников многие вовсе разучились играть, ленятся (а многие уже и не могут) даже сыграть произведения из учебного репертуара своих подопечных. Этому делу надо не только упорно учиться, его надо полюбить. Ведь это вечное напряжение: за секунды вычислить нужную музыку, да еще исполнить ее, перестраиваться на ходу, ловить каждое слово педагога-хореографа. А еще ведь нужно все время обновлять репертуар, искать красивые мелодии, перестраивать музыку «на квадрат», всегда быть в тонусе, своей энергетикой помогать ученикам более выразительно исполнять упражнения! А смогут ли «великие музыканты» играть по 6-8 часов в день разные по жанру уроки, ни разу не повторяясь, наизусть, импровизируя на ходу? Балетные концертмейстеры никому не «аккомпанируют», они играют несколько сольных концертов в день. Люди ленивые, равнодушные в этой профессии не задерживаются надолго: либо уходят сами, либо их выгоняют. Разве может такой человек чутко следовать каждому движению, настроению, темпу, стараться совпадать со всеми задачами, которые ставит педагог перед своими учениками? Да он, в лучшем случае, будет «барабанщиком», отбивающим ритм (еще хорошо, если нужный и в заданном темпе). И не будет он «затягивать» темп при повороте в Adagio, и не затруднится играть Grand battement jeté то на затакт, то на сильную долю – не царское это дело! От пианиста зависит эмоциональный настрой на уроке, он дает возможность ученикам у станка чувствовать себя людьми искусства, а не физкультурниками в тренажерном зале. Отчего же иногда можно наблюдать если не пренебрежительное, то, скажем мягче, снисходительное и не слишком уважительное отношение к работникам этой области искусства? «Тапер не может иметь разряд выше, чем преподаватель!» – такой перл изрек как-то один сильно самоутвержденный администратор в период назначения тарификационных разрядов в одном из ВУЗов. Справедливости ради надо заметить, что этот господин очень быстро был вынужден складывать ручки веером в другом учебном заведении. Музыка, и балетная в частности, вполне может существовать автономно, а вот теперь представьте себе, что надо «Спящую красавицу» или Панадерос из «Раймонды» танцевать под счет. Представили? Поэтому, дорогие будущие педагоги, постарайтесь в самом начале своей карьеры не терять контакт с концертмейстером – от него очень многое зависит в учебном процессе. Не пытайтесь в любых неудачах на уроке сваливать вину на пианиста. Темп не тот – пианист виноват, ученики закончили упражнение раньше окончания музыкальной фразы – тоже музыкант «не подсуетился». А бывали случаи, что во время открытого урока хореограф вдруг начинал вопить: «Стоп, не то! Еще раз!». Это, конечно, вообще криминал. Все «разборки» должны происходить не при учениках и, уж конечно, не на экзамене. Если на экзамене что-то было не так сыграно, то вина за это лежит и на педагоге тоже. Значит, он не доработал с концертмейстером, не добился от него точного выполнения поставленной задачи. Кстати, в описанном выше случае учащиеся «проворонили» начало движения, но педагогу было угодно этот промах списать на счет «безмолвного и бесправного». Однако ни одному концертмейстеру не придет в голову в ответ тут же проорать, что не надо было изменять характер вступления накануне экзамена! Кстати говоря, «безмолвные», сидя в своем дальнем углу, очень многое видят поверх рояля. А если они еще читают книжки по методике и тщательно изучают движения танцевального урока, в котором работают, то вполне грамотно могут сделать замечания ученикам, а то и комбинацию сочинить. А вы, уважаемые господа хореографы, сможете сесть за рояль и сыграть хотя бы поклон вместо заболевшего пианиста? Случаются такие ситуации, когда концертмейстеры, работая самостоятельно с классом по причине болезни педагога, выводят учащихся на экзамен или открытый урок.



полная версия страницы